MENU
Главная » 2015 » Февраль » 16 » Культура Польши
22.38.14
Культура Польши

Культура

 

Общие сведения

Польская культура характеризуется тысячелетней приверженностью Римско-католической церкви и многовековой близостью к западноевропейской культурной традиции. Франция, в меньшей степени Италия, Германия и Россия, оказывали заметное влияние на культурное развитие Польши. Старейший Краковский университет основан в 1364. В 10 в. появилась религиозно-церковная литература на латинском языке. Светской по духу была историческая хроника капеллана Галла Анонима (12 в.). Выдающимися польскими писателями 16 в. были Миколай Рей (1505–1569), которого называли «отцом польской литературы», поэт Ян Кохановский (1530–1584) и иезуитский проповедник Петр Скарга (1536–1612). В 17 в. творил Мацей Сарбевский (1595–1640), которого в Европе считали одним из великих поэтов латинского барокко и называли «христианским Горацием».

Поляки внесли большой вклад в развитие мирового искусства, естественных и гуманитарных наук. Многие из них получили всемирную известность: в музыке это Фредерик Шопен, Игнацы Падеревский, Кароль Шимановский, Ванда Ландовска, Артур Рубинштейн и современные композиторы Кшиштоф Пендерецкий и Витольд Лютославский; в литературе – Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Джозеф Конрад (Юзеф Теодор Конрад Коженёвский), Болеслав Прус, Станислав Выспянський, Ян Каспрович, Станислав Лем и лауреаты Нобелевской премии Веслава Шимборска, Чеслав Милош, Владислав Реймонт, Генрик Сенкевич; в науке – астроном Николай Коперник, логик Ян Лукасевич, Альфред Кожыбский (основатель общей семантики), экономисты Оскар Ланге и Михаил Калецкий, а также лауреат Нобелевской премии Мария Склодовская-Кюри; в кино – Анджей Вайда (Пепел и алмаз, Канал, Железный человек), Роман Поланский (Нож в воде), Кшиштоф Кеслёвский (Три цвета – синий, белый, красный) и Кшиштоф Занусси (Ночные тропы). Польскими политическими деятелями, которые оказали влияние на ход европейской истории, были Болеслав I, Казимир Великий, Владислав Ягеллон, Ян Собеский, Адам Чарторыский, Юзеф Пилсудский и Лех Валенса.

Литература

Культура Польши - большой вклад в мировую литературную культуру. Одним из главных вкладов культуры Польши в мировую культуру была ее литература. Самые ранние письма датируются 15-м столетием, хотя поляки писали на латинском языке еще и до этого времени. Большинство этой литературы носило религиозный характер. Одним из первых авторов, которые будут использовать в написании исключительно польский язык, Миколай Рэй (1505-69), который писал и стихи, и прозу.

На литературу 18-ого столетия оказала влияние Западная Европа. В это время появилась первая женщина - писатель Элзбита Друзбака. Национальные театры в Варшаве в 1765 поощряли деятельность таких драматургов, как Уоджкича Богаслоского и Франкисзека Заблокиа. Александр Фредро написал популярные комедии.

Романский период в начале 19-ого столетия породил некоторых из самых великих поэтов Польши, из которых наиболее известный был Адам Мискевич. Большая часть его работ была написана в изгнании в России, включая его великую национальную эпопею, "Пан Тадеуш" (1834 г.). Другие поэты и драматурги того периода - Джулиуш Словацки, Зигмунт Красински и Киприан Норвид.

В конце 19-ого столетия появился автор Александр Гловацки, сторонник реализма, который писал под псевдонимами Болеслав Прус и Генрих Сенкевич, чей роман "Камо грядеши'" (1896 г.) получил мировую известность и внес большой вклад не только в культуру Польши, но и в мировую культуру. Сенкевич также написал романы о героических периодах Польши. В начале 20-ого столетия был известен автор Владислав Реймонт, чей четырехтомный роман "Крестьяне" (1902-09 гг.) также получил мировую известность. Реймонт и Сенкевич стали лауреатами Нобелевской премии по литературе.

В промежутке между Первой и Второй Мировыми Войнами появилось множество талантливых авторов. Наиболее известными были поэты Джулиан Тувим и Казимир Верзинский и романисты Мария Дабровска, Ярослав Ивашкевич и Ян Парандовский. С приходом после Второй Мировой Войны Коммунистического режима, на авторов была наложена строжайшая цензура. Многие начали следовать культуре социалистического строя. Несмотря на эти ограничения, все же появлялись некоторые замечательные авторы. Йожи Андриевский достиг признания благодаря своему роману "Пепел и Алмазы". Некоторые авторы, типа Марека Хласко, писали пессимистические романы о польской жизни. Чеслав Милош получил Нобелевскую премию в литературе в 1980 г. Станислав Лем получил известность за границей благодаря своим научно-фантастическим рассказам.

Образование

Образование в Польше бесплатное и обязательное до 18 лет. Основой системы образования является 12-летняя школа, в которой первые 8 классов составляют начальную ступень. Четыре старших класса образуют лицей. Существуют два типа лицеев – общего образования и технического. Особое внимание уделяется развитию ремесленных и технических училищ. Диплом лицея – необходимое условие для поступления в вуз.

После 1989 открыты многочисленные негосударственные начальные и средние школы. К ним относятся частные и приходские школы, а также «публичные» школы, деятельность которых частично оплачивается за счет финансовых пожертвований. Открыты также несколько частных высших учебных заведений. В 1999 правительство объявило о возможном закрытии 1000 государственных школ из-за недостатка средств.

В 1996–1997 в Польше насчитывалось 19 537 начальных школ с 5,01 млн. учащихся; 1754 общих средних школ с 714 тыс. учащихся; 9957 технических, ремесленных и художественных училищ с 2,25 млн. учащихся. В 213 вузах Польши обучается 927,5 тыс. студентов. Имеется 10 государственных университетов – в Варшаве, Кракове, Познани, Лодзи, Вроцлаве, Люблине, Торуни, Гданьске, Щецине и Катовице. Католический университет находится в Люблине. Функционируют также 13 технических университетов и Высшая горная школа в Кракове.

Образование и исследование

Образование польской общественности было государственной целью еще с двенадцатого века, и в скором времени Польша стала одной из самых образованных европейских стран. Библиотечный каталог кафедрального капитула Кракова, датирующийся 1110 годом, демонстрирует, что уже в начале двенадцатого века польские ученые умы имели доступ к европейской литературе. В 1364 году, в Кракове, Ягеллонский университет, основанный королем Казимиром III, стал одним из самых первых европейских университетов. В 1773 году король Станислав Август Понятовский основал свою комиссию национального образования (Komisja Edukacji Narodowej), первое в мире государственное министерство образования.

Сегодня Польша может похвастаться более чем сотней высших учебных заведений. Традиционные университеты находятся во всех крупных городах: Бялистоке, Гданьске, Катовице, Кракове, Люблине, Лодзе, Ольстыне, Ополе, Познани, Щецине, Торуне, Будгоше, Варшаве, Вроцлаве и Зилона Гора. В разнообразных технических, медицинских и экономических учреждениях занято около 61 тысячи работников. В Польше существует около 300 исследовательских институтов, где трудится около 10 тысяч научных работников. В общем и целом, сегодня в Польше около 91 тысячи человек занимаются образовательной деятельностью. Согласно последним заявлением Европейской комиссии, Польша занимает двадцать первое место среди государств в сфере инноваций. Условия добычи знаний последнее время ухудшаются, в частности, из-за уменьшения потребности в бизнес-исследованиях и разнообразных разработках с 0,28% в 1998 году до 0,16% в 2003 году, и это еще не конечные показатели. Ввиду всего этого переход Польши к научной экономике продвигается довольно медленно.

Согласно последним исследованиям Польша становится интересной страной для инвестиций в исследование и разработки. Мультинациональные компании, такие как «ABB», «Delphi», «GlaxoSmithKline», «Google», «Hewlett–Packard», «IBM», «Intel», «LG Electronics» и «Microsoft» уже организовали свои научные центры в Польше. Самыми крупными учреждениями такого плана являются «Motorola» в Кракове, «Siemens» во Вроцлаве и «Samsung» в Варшаве. Около 40 центров исследований и разработок и четыре с половиной тысячи работников делают Польшу достаточно крупным научным узлом в Европе. Компании выбирают своей платформой именно Польшу из-за доступности высококвалифицированной рабочей силы, наличия университетов, поддержки властей и самого крупного рынка в Центральной Европе. На сегодняшний день 80% инвесторов довольны своим вкладом в Польшу.

Международная программа оценки учебы оценивает Польшу, как 23 страну по качеству обучения. Это средний показатель, который нельзя назвать ни хорошим, ни плохим.

Искусство

Конец XV — начало XVII в. — эпоха бурного расцвета польской изящной словесности, прежде всего поэзии. Она проделала путь от позднесредневековой к маньеристической, достигнув вершины в классически ясном и по-славянски задушевном стихе Я. Кохановского. В XV в. литература в Польше развивалась в рамках традиционных средневековых жанров: религиозного гимна, эпитафии, панегирика, «триумфа смерти», любовной лирики и вагантских развеселых песен. На польском языке создавались проповеди, молитвы. Особенно любимы были «марийные песни», посвященные Деве Марии, культ которой в Польше приобрел черты душевной интимности, лишенной средневековой куртуазности. В Польше Богородица идентифицировалась как всеобщая мать-заступница, отсюда чувство глубокого пиетета в сочетании с лирической задушевностью. Исторические песни прославляли победы поляков, прежде всего в Грюнвальдской битве.

С 1470-х годов развивалось книгопечатание. В его продукции преобладала приключенческая, псевдоисторическая и смеховая литература. Высокое искусство слова — поэзия на латыни — стала главной отличительной чертой польского гуманизма. Под влиянием Каллимаха, К. Цельтиса и Павла Русина из Кросна сложилась целая плеяда польских поэтов-гуманистов из среды высшей светской и духовной знати, а также выходцев из бюргерства. Эта поэзия учена и аристократична, она ренессансная по форме и содержанию, полностью связана с польскими реалиями. «Салфическая ода Польше и ее столице» — это название сочинения Лаврентия Корвина как нельзя лучше выражает сущность польской неолатинской поэзии, одевавшей в античные одежды историческую, социальную и этнографическую реальность Польши. Господство культа Горация и Цицерона ориентировало польскую неолатинскую литературу на риторичность, «золотую середину» и философию умеренного наслаждения жизнью, когда деятельность на общее благо, доблесть в защите родины от врагов и отстаивание своих внутриполитических принципов входит в понятие личного достоинства, без которого невозможно полноценное наслаждение бытием для гуманистически образованной и развитой личности. Отсюда, казалось бы, странные сочетания в одном лице поэта и епископа, сочинителя скабрезных стишков и автора политических трактатов и проповедей, моралиста и дипломата.

Таким был А. Кшицкий (1483—1537). Вельможа, любивший роскошь и пьянство, властный и насмешливый, уничтожавший своих соперников ядом эпиграмм, страстный патриот, дипломат, боровшийся с турками, написавший политическую поэму «Жалобы Религии и Речи Посполитой», глава католической церкви Польши и активный член «Братства пьяниц и обжор» словно иллюстрировал концепцию раблезианства и карнавальной культуры по М.М. Бахтину. Чрезвычайная поэтическая разносторонность Кшицкого была под стать его деятельности. Не столь полярен Я. Дантышек (1485— 1548) —данцигский немец с ярко выраженным польским самосознанием, широко известный в Европе дипломат, один из основных проводников испанской культуры в Польше, в честь которого в Нидерландах была отчеканена специальная медаль. Многолетний посол в Испании и Нидерландах, он был связан с голландскими гуманистами. Под старость став епископом, он сочинял религиозные гимны и политические стихи. Новым отношением к своей личности интересна его политическая автобиография. В Европе стал знаменит < b>своей «Поэмой о зубре» (1523), где не только описывалась охота на это экзотическое животное, но и содержались многочисленные исторические и бытовые сведения о польских, литовских и белорусских землях. Запад открывал для себя Польшу по Гуссовскому, видя в ней, как в своеобычном звере — зубре, по природе своей дикое, но облагороженное цивилизацией государство. А. Кшицкий вывел в люди крестьянского сына К. Яницкого (1517—1543), ставшего крупнейшим неолатинским поэтом, писавшим элегии, любовную лирику и стихи на актуальные политические и исторические темы.

Поэзией и прозой на польском языке прославился Миколай Рей (1505—1569). Антимагнатски настроенный протестант, он сатирически изображал общество, противопоставляя безделью и роскоши знати и духовенства идеал дворянина-земледельца, образцового христианина и отца семейства, ведущего простую жизнь в деревне. Сочинения Рея чрезвычайно дидактичны.

Заимствованные, но уже укоренившиеся в польской литературе темы и формы Рей насыщал актуальностью, поэтому его творчество было очень популярно и воспринималось почти как фольклор; оно стало воплощением польского национального мировидения. Основные сочинения Рея — «Краткая беседа между тремя лицами — Паном, Старостой и Священником», «Подлинное изображение жизни достойного человека», «Зверинец, в котором различные образы сословий, людей и птиц, случаи и обычай соответственно описаны», «Зерцало», драма «Купец». В них есть сатирическая картина нравов, наставления на все случаи жизни, шутки и анекдоты. Последние составляют особый жанр в творчестве Рея — так называемые фиглики, ставшие частью польской языковой стихии благодаря своей сочности, яркости, афористичности. Рей стал символом польского духа, польской речи. Одно из основных достоинств Рея — программное отстаивание прав родного языка, по-народному живого, сочного и образного в его сочинениях.

Вершина польской поэзии XVI в. — творчество Яна Кохановского (1530—1584), придавшее ей новое качество. Кохановский был поэтом европейского масштаба и одновременно символом польской поэзии, первостепенно значимым для национальной традиции. Он писал на латыни и по-польски, но польская часть его наследия представляется наиболее ценной. Кохановский настолько усовершенствовал польский поэтический язык, его лексику, стилистику и образность, что поднял его вровень с другими литературными языками Европы XVI в. При этом внутренний строй его поэзии близок миру славянства, сочетая в себе народно-традиционное с классически развитыми формами гуманистической поэзии. В жанровом отношении творчество «сарматского Орфея из Чернолесья» разнообразно. Это и первая польская трагедия «Отказ греческим послам», показывавшая на сюжете начала Троянской войны преимущества мирного компромисса и глухоту общества к пророчествам о национальной катастрофе, и многочисленные песни, сатирические истории — фрашки, скорбные трены, полные горестных переживаний, и польская «Псалтырь», ставшая для многих поколений квинтэссенцией польской культуры, сочинение, распространявшееся в различных конфессиональных кругах, положенное на музыку и ставшее образцом для подражания. У Кохановского велико влияние фольклора. Это не внешний этнографизм, экзотика для Европы, а классицизирующее возвышение своего, народного, прекрасного в естественной простоте. Но главный пафос Кохановского — в утверждении многогранности человеческой личности, понимаемой как поэтическое «я» художника. Кохановский был членом «Бабиньской республики» — содружества жизнелюбцев, скептиков, острословов и поклонников Вакха, своеобразной гуманистической академии, в застолье обсуждавшей общественно-политические дела и новинки европейской культуры.

На рубеже XVI—XVII вв. польская поэзия дала ряд крупнейших авторов. Трагизмом мироощущения отмечено творчество М. Сэмп-Шажиньского (1550—1581), чьи «Польские ритмы и стихи» (изд. 1601 г.), по стилистике маньеристические и предбарочные, отразили личность мятущуюся, ощущающую раздвоенность духовной и материальной сущности человека. Поэзия Сэмпа насыщена религиозно-философской проблематикой, в ней доминируют темы времени и бренности жизни. Судья и бургомистр С.Ф. Клёновиц отстаивал в своих стихах бюргерский идеал благородства не по происхождению, а по личным заслугам, восхваляя труд и довольство малым («Победа богов», 1595 г.). В поэме «Роксолания» он воспел седую древность Львова и Киева, народные обычаи. Освоение восточнославянского фольклора продолжил Ш. Шимоновиц, автор идиллий «Селянка» (1614), где моменты острой социальной критики («Жницы») сочетались с духом древнегреческой идиллии, а пастораль насыщалась украинской песенностью.

Чрезвычайно распространена и любима в XVI в. была низовая сатирическая литература: фрашки, сатиры, басни и т.п. Мир народной смеховой культуры в этих анонимных произведениях предстает особенно ярко и наглядно. Вообще польская литература была склонна к сатире, причем весьма грубой, по-площадному острой на слово и довольно-таки дидактичной. Народная смеховая стихия трансформировала социальное начало в игровое, окультуривая его.

Музыка польского Ренессанса сочетала в себе развитую полифоническую структуру со славянской напевностью, задушевностью и пышностью форм. Польский мелос проникает в церковные жанры и господствует в светских. Прославились композиторы Миколай из Кракова, Вацлав из Шамотул —автор музыки к «Псалтыри» Я. Кохановского, написанной «для простых соотечественников», М. Зеленьский. Наряду с церковной музыкой развивалась народная духовная песня и инструментальная музыка. «Органная книга» Яна из Люблина — сборник переложений популярных песен и танцев — стала известна во всей Западной Европе. Всеобщую славу снискал венгерско-польский лютнист Б. Бакфарк. Его совершенное искусство обессмертила польская поговорка: «Кто же после Бакфарка балуется лютней».

Изобразительное искусство оставалось более консервативным. В живописи XV в. господствовала поздняя готика с присущим ей повышенным вниманием к натуралистическим деталям. Наивный реализм польской живописи ориентировался на Нидерланды и Германию. Часто гравюры северных мастеров служили образцами польским живописцам. Интересно, что именно этим путем в живопись Польши стали проникать ренессансные мотивы. В скульптуре Вит Ствош (Файт Штосе, 1445—1533) создал шедевр позднеготического стиля — резной алтарь Мариацкого костела в Кракове. Динамика форм, повышенная экспрессия, натуралистическое визионерство огромной композиции мастера из Нюрнберга оказались настолько созвучны польскому художественному восприятию, что творение Ствоша стало неотъемлемой частью польской культуры, тем более, что мастер укоренился в Кракове и оказал огромное влияние на стиль резной деревянной скульптуры целого региона Южной Польши, Словакии (Спиш), Австрии и части Германии.

В архитектуре господствовал итальянский стиль. В этом стиле Сигизмунд I перестроил королевский замок на Вавеле. Придворная архитектура дала одну из самых лучших ренессансных построек за Альпами — Сигизмундовскую капеллу-усыпальницу на Вавеле (зодчий Б. Берреччи, 1519—1533), где мотив земной славы монархов перетекал в чувство вечной торжественности, где смерть не уничтожает славные деяния, но увековечивает их. Эту же мысль выражали и высеченные на стене капеллы стихи А. Кшицкого. Примеру двора последовала знать. Под руководством итальянцев строятся дворцы и новые замки. Излюбленным мотивом становится двор, окруженный галереями. Светское строительство значительно превышает церковное. В городах возводятся торжественные здания ратушей (Познань, Хелмно, Ковно). Бюргерские дома постепенно приобретают ренессансный облик, где богатство наивного декора (Казимеж Дольный) сопровождает архитектурный стереотип, характерной особенностью которого становится аттик. Патриции возводят родовые капеллы по образцу королевской (Львов).

Культура Польши в эпоху Возрождения

Ренессанс в Польше, а затем во всей Речи Посполитой, включавшей литовские, белорусские и украинские земли, в истории ее культуры был, по всеобщему признанию, "золотым веком". Польша благодаря тесным связям с Италией и римской курией довольно рано (с середины XV в.) ощутила новый мощный культурный импульс. Итальянская культурная ориентация, проникшая в Польшу через венгерско-хорватские культурно-политические круги, позволила Польше более адекватно, чем другим центральноевропейским странам, воспринять новый тип культуры, что, безусловно, способствовало расцвету собственно польской ренессансной культуры, в особенности литературы и общественной мысли. При этом польская культура второй половины XV — начала XVII в. сохраняла некоторые традиционные черты. Симбиоз иностранного, нового со своим, старым, стал в Польше столь органичным, что не вызвал расслоения на культуру заимствованную и культуру местную. Ренессансная польская культура стала основой последующего многовекового развития национальной культуры, создав образцы непреходящего значения, служившие для ориентации последующих поколений.

Конечно, итальянское влияние смогло укорениться в Польше лишь благодаря тому, что к середине XV в. в самой польской культуре обозначился подъем, она устремилась к новым, ренессансным формам. Испытывая в XIV—XV вв. сильнейшее влияние чешской и немецкой культур, с которыми Польша была тесно связана в силу своего исторического развития, она оставалась в сфере позднеготического типа культуры. Значительную роль в культуре страны, а также в ее политической жизни играл Краковский (Ягеллонский) университет, основанный в 1364 г. и прославившийся впоследствии своей школой математиков и астрономов. Именно в его стенах М. Коперник сделал великое открытие гелиоцентрической модели мира. Широко разветвленная сеть приходских школ и гимназий способствовала распространению грамотности.

Польской культуре эпохи Ренессанса была присуща четкая социальная стратификация. Главными центрами ренессансной культуры первой половины XVI в. стали королевский двор, особенно при Сигизмунде I Старом и Сигизмунде II Августе — щедрых меценатах, поклонниках гуманистического стиля, и дворы магнатов, соперничавших по роскоши и покровительству искусствам со столицей. Именно в этой среде формировался новый тип польской культуры. Ее усредненный вариант был характерен для средней шляхты, тогда как мелкая шляхта, близкая по своему образу жизни к крестьянству, оставалась носителем традиционной культуры. Бюргерство, слабо развитое в Польше и этнически во многих городах немецкое, ориентировалось на немецкую бюргерскую культуру. Собственно бюргерская культура в Польше не получила большого развития. Ее лицо во многом определяла интеллигенция, представители среднего и низшего клира и жившая в городах средняя шляхта. При этом городская культура питалась народной смеховой традицией, что вызвало к жизни многочисленную сатирическую литературу в «простонародном вкусе».

В польской словесности не возникло противостояния литератур на латинском и польском языках. Латынь оставалась основным литературным языком, ее знание было широко распространено в польском обществе. Родному языку отводились «низшие» жанры. Процесс перехода словесности на польский язык шел медленно, хотя на нем создавали свои поэтические шедевры крупнейшие поэты эпохи М. Рей и Я. Кохановский. Развитие национального самосознания шляхты не было связано с языковой ситуацией. Билингвизм дворянства подчеркивал, с одной стороны, его национальную природу, с другой — интегрированность в общеевропейскую культуру. Литература на латинском языке также выполняла функцию репрезентации для остальной Европы. Однако такая лингвистическая ситуация не помешала совершенствованию форм самого польского языка, нашедшего в Я. Кохановском — крупнейшем поэте славянского Ренессанса — своего выразителя, поднявшего родной язык по его пластичности, способности отражать эмоциональный мир человека на один уровень с латынью.

Другой важный аспект культуры эпохи Возрождения — ее взаимоотношения с Реформацией — в Польше имел глубокую специфику. Реформация стала для шляхты — «политической нации» государства — новым мощным фактором, позволявшим отстаивать традиционные шляхетские вольности и ограничивать прерогативы королевской власти. Шляхта трактовала Реформацию прежде всего политически. Распространение Реформации в Польше приходится на вторую половину XVI в. Шляхетская среда предпочитала кальвинизм, хотя по своему образу жизни очень далеко отстояла от этических норм женевского проповедника, кроме одной — предприимчивости в делах, особенно торговых. Если для традиционного католического дворянина заниматься торговлей, например зерном из своих владений, было делом недостойным его знатности, унижавшим его, то для дворян, жаждавших обогащения и видевших в торговле сельскохозяйственной продукцией главный источник доходов для ведения подобающего дворянину роскошного образа жизни, кальвинизм с его этическим оправданием предпринимательства, усматривавший в богатстве человека знак божественного в нему расположения, стал надежной религиозно-идеологической защитой и оправданием «низких» занятий. Лютеранство распространялось в бюргерской среде, преимущественно среди немцев. Особенно это коснулось городов Поморья (Гданьск), которые традиционно принадлежали сфере немецкой культуры. Естественно, что в такой ситуации польское население городов предпочитало верность католицизму. В Польше распространялись радикальные протестантские секты, такие, как «польские братья», ариане. Они нашли свою социально-культурную нишу в ситуации веротерпимости в стране, когда в отсутствии юридического равенства конфессий (как в Чехии) восторжествовал принцип юридического равенства лиц вне зависимости от их личной конфессиональной принадлежности.

Центром ренессансной культуры в Польше стал Краков. Провинция подражала столице. В восточных землях государства (литовских, белорусских и украинских) среди православного населения господствовал церковнославянский тип культуры, вступавший на этой территории в интенсивный конфессиональный, политический и культурный диалог с католической («римской») культурой. Религиозная конфронтация сопровождалась, однако, взаимным культурным влиянием. Возникновение многочисленных центров Реформации в провинции с их школами и типографиями способствовало децентрализации культурной жизни.

Пышные и торжественные церемониалы при дворах короля и магнатов и развитие портретного искусства, включая многочисленные литературные биографии и автобиографии, стали выражением специфики человеческой личности в польской культуре.

Новый художественный стиль как нельзя лучше соответствовал социальным амбициям шляхты. Поэтому ренессансная художественная культура в Польше приобрела особенно пышные формы, будь то архитектура дворцов и замков или ораторское искусство делегатов сейма и религиозных проповедников. Внешнее, торжественное, пышно-декоративное скрывало в себе действительно глубокий внутренний оптимизм и жизненную силу польской шляхты. Критика политического состояния страны и нравов ее жителей никогда не приобретала характера трагического отвержения. Поляки предпочитали классические риторические фигуры, пусть весьма экспрессивные, но остававшиеся в рамках торжественного красноречия даже тогда, когда речь шла о настоящих и будущих бедах государства. Скорбность в польской ренессансной культуре проявилась лишь в жанре надгробий, чрезвычайно распространенном. Культ смерти, в целом присущий католической культуре, в польских надгробиях сочетался с подчеркнутой социальной репрезентацией покойного, с личностным началом (портретность) и христианским оптимизмом. В фигурах покойных нет никакого трагического пафоса или отчаяния, нет холода смерти и натурализма физиологии разложения, нет символики противостояния мира бренного и мира вечного. Фигуры изображают людей, в каком-то полусне облокотившихся на руку, как бы временно отдыхающих в ожидании трубы архангела, возвещающей воскресение мертвых. Поэтому не отчаянием и скорбью по преходящей жизни, а спокойным ожиданием радости вечной веет от польских надгробий, в основу которых положена схема, созданная для надгробия Сигизмунда I.

Польский Ренессанс воздал должное чувственным радостям жизни. Вино, женщины и любовь, а также охота и светские удовольствия были воспеты в звучных стихах и прозаических руководствах. Труды и досуг сельского шляхтича также нашли своих певцов, наставлявших провинциальное дворянство. Живые картины народного быта, городских нравов, всяческие казусы и другие реалии интересовали польских авторов, но не столько сами по себе, сколько как звенья в концепции критической и морализаторской. Средневековое моралите, усиленное протестантской этикой, прочно удерживалось в польской культуре. Литература осуждала характерные для общества пороки: спесь, жадность, жестокость, дерзость, похоть, обжорство и пьянство.

Просмотров: 882 | Добавил: Cat | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar